«Утверждаю»
Приказ № 218 от « 01 »декабря 2021
Директор МБОУ «Норская СОШ»
_______________ (Н.П.Сенчишин)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Норская СОШ»
2021-2022 учебный год
Цель |
Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, глобальной, креативного мышления, финансовой) обучающихся посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе |
Задачи |
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности. 2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся. 3. Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования. 4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся . 5. Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся. 6. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся. 7. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся. 8. Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся 9. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы. |
Перечень ожидаемых результатов |
1. Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы. 2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся. 3. Создание банка межпредметных заданий. |
1 . Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности ,
направленной на развитие функциональной грамотности обучающихся
№ п/п |
Наименование мероприятия проекта |
Срок реализации проекта |
Результат реализации мероприятия |
Исполнители мероприятия |
|
1 |
Проведение Единого методического дня: 1. Изучение федеральных нормативных и методических материалов по вопросам формирования и оценки ФГ: - Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, утвержденных совместным приказом Рособрнадзора и Минпросвещения от 06.05.2019 №590/219; - подходов международного сравнительного исследования PISA к оценке функциональной грамотности: особенности заданий; - материалов федерального проекта «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности» (далее – Проект); - материалов российского исследования PISA. |
Октябрь 2021 г. |
Разработанный план по реализации проекта |
Администрация школы, Руководители МО |
|
2 |
Разработка и принятие локальных актов, обеспечивающих реализацию плана в школе по формированию функциональной грамотности учащихся |
Декабрь 2021 г. |
Комплекс утвержденных локальных актов |
Администрация школы |
|
3 |
Презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи» |
Декабрь 2021 г. |
Методические материалы по данной теме |
Педагоги школы |
|
4 |
Внесение дополнений ООП НОО, ОПП ООО, рабочие программы педагогов, программы по внеурочной деятельности основанных на компетентносном подходе, интеграции и межпредметных связях, способствующих развитию функциональной грамотности |
Январь 2022 г. |
Определение основных направлений работы ОО по вопросам формирования функциональной грамотности |
Администрация школы, педагоги |
|
5 |
Разработка модели организации формирования функциональной грамотности на основе активизации межпредметных связей |
Декабрь 2020 г. |
Концепция разработанной модели |
Администрация школы, Руководители рабочих групп |
|
Создание условий для развития функциональной грамотности обучающихся
|
|||||
6. |
Проведение анкетирования педагогических работников |
До 01.12.2021 |
Выявления трудностей по формированию функциональной грамотности обучающихся. Выявления имеющегося опыта по формированию функциональной грамотности на уроках, во внеурочной деятельности |
Администрация школы |
|
7. |
Изучение методик и опыта международных исследований, методик оценки метапредметных результатов |
В течение года |
Подготовка методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности для педагогов |
Администрация, педагоги школы |
|
8. |
Подготовка базы тестовых заданий для проведения и проверки сформированности математической, читательской, финансовой, глобальной, естественнонаучной грамотности |
В течение года |
База тестовых заданий по всем направлениям функциональной грамотности |
Педагоги школы |
|
Создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся |
|||||
9. |
Проведение совещания с педагогами школы |
Октябрь 2021 |
Повышение уровня информированности педагогов |
Администрация школы |
|
10 |
Проведение обучающих семинаров по вопросам формирования функциональной грамотности 1. Математическая грамотность. Учимся для жизни. 2. Читательская грамотность. Ключ к успеху. 3. Естественнонаучная грамотность. Использование базы данных в учебном процессе 4.Финансовая грамотность |
В течение года Февраль Март Апрель Май. |
Повышение уровня квалификации педагогов |
Администрация школы |
|
11. |
Обучение педагогов на курсах повышения квалификации |
В течение года |
Повышение уровня квалификации педагогов |
Администрация школы |
|
12. |
Проведение консультаций для педагогических работников школы по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся |
В течение года |
Повышение уровня квалификации педагогов |
Администрация школы |
|
13. |
Участие педагогов школы в вебинарах по вопросам формирования функциональной грамотности на региональном, всероссийском уровне |
В течение года |
Повышение уровня квалификации педагогов |
Администрация школы |
|
14 |
Участие педагогов школы в мероприятиях, организованных ИРО |
В течение года |
Повышение уровня квалификации педагогов |
Администрация школы |
|
Совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования
|
|||||
15 |
Проведение диагностических работ с целью мониторинга уровня форсированности видов функциональной грамотности |
Февраль 2022 |
Аналитическая справка |
Администрация школы |
|
16 |
Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности разных возрастных групп под руководством педагогов |
В течение года |
Анализ результатов участия обучающихся по результатам оценивания компетенций учащихся |
Администрация школы |
|
17 |
Внедрение в образовательный процесс разработанного материала из открытого банка заданий и технологий с целью формирования функциональной грамотности |
В течение года |
Освоение педагогами методики, образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана |
Администрация школы |
|
18 |
Обобщение инновационного опыта педагогов школы и представление опыта на заседаниях методических объединений |
Май 2022 |
Освоение педагогами методики образовательного процесса в соответствии с целью и задачами плана |
Администрация школы |
|
Оценка эффективности реализации мероприятий плана |
|||||
19 |
Сравнительный анализ результатов уровня сформированности предметных умений и функциональной грамотности |
Май 2022 |
Аналитическая справка о динамике достижений обучающихся. |
Администрация школы |
|
20 |
Проведение мастер-классов педагогов |
В течение года |
Проведение мастер-классов |
Администрация школы, педагоги |
|
21 |
Выступление на педагогическом совете администрации и педагогов школы |
Август 2022 |
Подведение итогов |
Администрация школы, педагоги |
|
22 |
Диагностика ожиданий педагогов от реализации плана, внесение корректировки в рабочие программы |
Август 2022 |
Аналитическая справка по результатам диагностики, составление программы по дальнейшему продолжению работы |
Администрация школы, Педагоги школы |
|
Обновление форм, методов и технологий обучения |
|||||
23 |
Использование современных технологий и методов обучения , направленных на формирования системы ключевых компетенций, логического и креативного мышления, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности |
Постоянно |
Разработка поурочного планирования с учетом формирования функциональной грамотности обучающихся |
Администрация школы, педагоги школы |
|
24 |
Разработка и утверждение единых требований к уроку и схемы его анализа в соответствии с содержанием Плана мероприятий школы по формированию функциональной грамотности обучающихся |
Август 2022 |
Требования к уроку, схема анализа урока |
Администрация школы, педагоги школы |
|
25 |
Развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей и интеграции учебных предметов |
Постоянно |
Разработка поурочного планирования с учетом формирования функциональной грамотности обучающихся |
Администрация школы, педагоги школы |
|
26 |
Поэтапный переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося |
Постоянно |
Поурочное планирование, карты ИОТ обучающихся |
Администрация школы, педагоги школы |
|